Мелоимажинисты

Monsalvat by Franz Stassen

Главная страница сайта
Людмила Вагурина
Анатолий Кудрявицкий
Сергей Нещеретов
Ира Новицкая
"Малые имажинисты" 20-х годов

Мелоимажинисты

Поэтическая группа, возникшая в Москве в 1993 году
        и существовавшая в течение трех лет. Распалась в 1995 году. 



Декларация мелоимажинистов

 
Материалы к истории поэтической группы мелоимажинистов


                       Новое литературное обозрение,  № 35 (1/1999)


Настоящим объявляем:

Прошла пора поэзии многомиллионной.

Прошла пора поэзии многотомной.

Пришла пора поэзии многозвучной. .

По переулкам и перелескам торжествующе шествует пошлость.

Поэты попрятались по квартирам и коммунальным кухням.

Поэтические вечера – как сходки подпольщиков.

В недоброй памяти годы наигранного оптимизма поэзия делала литератора богатым.

Сейчас только богатым по средствам делать поэзию, по крайней мере, ее из­давать.

Остальным же литераторам сегодняшняя жизнь предназначила этакими шу­тами угодничать перед публикой и меценатами в ожидании подачки.

Одно из лучших стихотворений иронистов держится за счет повторяющегося ровно 25 раз рефрена «Денег нет».

Что денег нет – верно. Но что осталось от капитала поэтического?

Русской поэзии начала века было свойственно все: логика (Брюсов), иро­ния (Маяковский), музыкальность (Поплавский), образность (имажинисты). За долгие годы жизни под знаком зверя поэзия редуцировалась до зарифмо­ванных передовиц. Немногие мастера, писавшие по ночам и прятавшие руко­писи в ножках кровати, не в счет.

Девяностые – годы открытых окон – дали нам стихи иронические, проник­нутые «насмешкой горькою обманутого сына под промотавшимся отцом». По­эзия ведь с издевкой расстается со своим прошлым. Но пора уже навсегда рас­прощаться с призраками, похоронить набальзамированных мертвецов и взять­ся за дело. А дело у поэта одно – писать стихи.

Какими же могут быть эти новые стихи?

Поэзия покоится на трех китах, имя которым: фанос, мелос, логос, то есть образ, мелодия, логика. Поэзия образов и мелодическая поэзия начиная с три­дцатых годов не разрабатывались. Замечательные опыты русских имажини­стов – Есенина, Мариенгофа, Шершеневича, Ивнева, Кусикова, создававших стройные образные стихотворения, – не нашли продолжателей. Иссякла и струя музыкальной» поэзии, где мелодическая структура создает у читателя соответствующее настроение. Нет последователей у Бальмонта и Бориса По­плавского.

Поэтому мы, группа поэтов-мелоимажинистов, объявляем объектом нашего взаимодействия с внешним миром зрение и слух, а объектом нашего влияния на читателя или слушателя – его воображение. Мы не чураемся в наших стихах и мысли, без которой зрительный образ не может быть трансформиро­ван в поэтический, а мелодия настроения не способна обрести поэтическую форму.

Мы убеждены: вернуть поэзию к ее истокам – яркой образности и музы­кальной звучности – значит встать на правильный путь.

В эпоху торжества тела мы обращаемся к душам читателей и слушателей.

Пища для желудка все дорожает, пища для души остается бесплатной.

Задача, стоящая сегодня перед нами, – не насмехаться в рифму над преж­ней жизнью, а создавать новую поэзию, достойную новой страны – свободной России.

 

Декларация составлена Анатолием Кудрявицким и подписана участниками группы мелоимажинистов, в числе которых поэты

Людмила Вагурина                          

Анатолий Кудрявицкий

Сергей Нещеретов                                 

Ира Новицкая     

 

 Москва, март 1993 года